«Информационный ресурс поддержки инвестиционной деятельности»:

Республика Алтай является полноправным субъектом Российской Федерации.
Система государственной власти в Республике Алтай основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения полномочий республиканских и местных органов власти.
Высшим должностным лицом в Республике Алтай является 
Глава Республики Алтай.

Высшим органом законодательной власти Республики Алтай является Государственное Собрание (Эл - Курултай) - постоянно действующий орган представительной власти. Основная функция - подготовка и принятие законодательных актов по всем вопросам, отнесенным к компетенции Республики Алтай.

В Государственное Собрание (Эл - Курултай) избираются 41 депутат. Из числа депутатов образуются постоянные комиссии для ведения законотворческой работы, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В период между сессиями Государственного Собрания его работу организует Президиум, возглавляемый Председателем Государственного Собрания.
Высшим исполнительным органом Республики Алтай является Правительство Республики Алтай, которое возглавляет Председатель Правительства Республики Алтай. Правительство Республики Алтай подотчетно Государственному Собранию.

Основным законом является Конституция Республики Алтай.

Республика Алтай имеет государственные символы - флаг и герб.

Государственными языками являются равноправные русский и алтайский.

В состав республики входят 10 районных муниципальных образований и столица - город Горно-Алтайск. В Республике Алтай существует вертикальная структура управления - в каждом районе и г. Горно-Алтайске управление осуществляют администрации муниципальных образований.

Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, "российский Тибет" в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.
По территории Республики Алтай проходит государственная граница Российской Федерации со странами дальнего зарубежья: Китай и Монголия, и ближнего зарубежья - Казахстан. Республика Алтай имеет административную границу со следующими субъектами Российской Федерации - республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью.
Климат в Республике Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь-август) и продолжительной (ноябрь-март) холодной, местами очень морозной, зимой.
Среднегодовая температура от +1°С до -6,7°С. Диапазон температур января от -9,2°С до -31°С. Диапазон температур июля от +11°С до +19°С. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм.
Преобладающий рельеф местности - горный. Республика полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), соответственно рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. 
Самая высокая гора Белуха (4506 м) является высочайшей точкой Сибири.
Коммуникации. Географические особенности республики обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (более 90% всех видов перевозок) и авиационного (пассажирские и почтовые перевозки). Автомобильный транспорт является ведущим в республике. Протяженность автомобильных дорог - более 3,2 тыс. км, из которых 541 км - главная автомагистраль, трасса федерального значения Новосибирск-Бийск-Ташанта (Чуйский тракт).
Одним из важнейших природных богатств Горного Алтая являются его водные ресурсы. Гидрографическая сеть республики насчитывает более 20 тысяч водотоков с протяженностью более 60 тыс.км и около 7 тысяч озер общей площадью более 700 кв.км. Наиболее крупные реки - Катунь и Бия, которые сливаясь образуют реку Обь - одну из самых крупных рек Сибири. Самое большое озеро Телецкое с площадью водного зеркала - 230,8 кв. км и максимальной глубиной - 325 метров.
Огромные запасы пресной воды высокого качества заключены в горных озерах Алтая. Только в Телецком озере более 40 куб. км чистейшей воды.
Потенциальные запасы подземных вод оцениваются в 22 000 тыс.куб.м в сутки, а современное использование составляет всего около 44 тыс.куб.м в сутки. В горах Алтая известны источники минеральных вод, которые являются целебными. 
Ледники Алтая содержат в себе огромные запасы пресной воды. Общий объем льда учтенных ледников Алтая достигает 57 куб.км, что соответствует 52 куб.км воды. В целом запас воды в ледниках превосходит среднегодовой многолетний сток алтайских рек равный 43 куб.км в год. Самые большие ледники: Большой Талдуринский - 35 кв.км, Менсу - 21 кв.км, Софийский - 17 кв.км, Большой Маашей - 16 кв.км. 

Минеральные ресурсы Республики Алтай разнообразны по количеству выявленных полезных ископаемых и значительны по разведанным запасам. Но сегодня минерально-сырьевой потенциал региона практически не используется. В настоящее время разрабатываются в незначительных объемах золоторудные и молибдено-вольфрамовое месторождения, залежи декоративного камня и строительных материалов.

Разведаны несколько крупных золоторудных узлов с геологическими запасами сотни тонн рудного и десятки тонн россыпного золота. Выявлено уникальное по запасам комплексное месторождение редкоземельных металлов (тантал, литий, рубидий, цезий, висмут). Оценены с различной детальностью несколько месторождений (кобальт, вольфрам, молибден, висмут, медь, серебро, золото, ртуть). Разведаны и подготовлены к эксплуатации месторождения: Чаган-Узунское ртутное, Ороктойское и Коскольское мраморное (по объему десятки млн.куб.м и уникальных по декоративности), Холзунское железорудное (с запасами около миллиарда тонн), Пыжинское каменноугольное и Талдыдюргунское буроугольное. 

В стадии изучения и освоения находятся месторождения: Лебедское волластонитовое (уникальное по качеству сырье), Подделикское гипса (высококачественный медицинский), самых разнообразных минеральных пигментов, минеральных и лечебно-столовых вод, лечебных грязей.

Выявлены залежи почти всех видов строительных материалов, ювелирно-поделочных, декоративных и коллекционных камней.

Растительные ресурсы. Длительный процесс исторического развития территории, контрастность современных ландшафтов обусловили высокое разнообразие растительного сообщества на территории республики. Растительные ресурсы республики насчитывают более 2 тысяч видов растений, из них 200 видов растений-эндемиков, встречаются только в горах Алтая.
Дикорастущие плодово-ягодные растения представляют большой интерес с точки зрения их промышленного освоения. Здесь произрастают свыше 40 видов плодово-ягодных растений, отличающихся хорошими вкусовыми качествами, высоким содержанием витаминов, бактерицидными свойствами, к тому же многие виды являются ценными лекарственными растениями. Около 100 видов растений входят в группу лекарственных, используемых в фармацевтической промышленности, а в народной медицине этот перечень гораздо шире. 

Суммарные валовые запасы лекарственных растений Республики Алтай составляют около полмиллиона тонн, а эксплуатационные - сотни тысяч тонн. Многие реликтовые растения и растения-эндемики занесены в Красную Книгу.

Животный мир Республики Алтай представлен 80 видами млекопитающих, 300 видами птиц (из которых около 250 гнездящихся), 44 видами рыб, 7 видами пресмыкающихся, 2 видами земноводных и большой группой беспозвоночных животных. 

Охотничья фауна насчитывает 33 вида млекопитающих и 34 вида птиц, поэтому регион издавна считался и сегодня считается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири. Редкие, находящиеся на грани исчезновения, животные также занесены в Красную Книгу.

Лесные ресурсы Республики Алтай сосредоточены на площади около 43 тыс.кв.км. и оцениваются в 700 млн.куб.м., в том числе 600 млн.куб.м. хвойных пород. Спелые и перестойные леса составляют о коло 300 млн.куб.м., а расчетная лесосека более 2 млн.куб.м.

Республика Алтай располагает богатейшими энергетическими ресурсами. Гидроэнергетический потенциал оценивается в 80 млрд. кВт.ч. Наиболее мощным потенциалом обладают реки Катунь (31 млрд.кВт.ч.), Аргут (7,2), Чуя (7,1). В республике перспективно применение мини и микро ГЭС (1-100 кВт) для электроснабжения небольших потребителей (чабанских, туристских стоянок, фермерских хозяйств, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции).

Имеются промышленные запасы бурого и каменного углей, которые находятся в начальной стадии освоения.

Этническая история: (см. http://www.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=42&page=1)

 

Внешнеэкономическая деятельность

Географическое положение Республики Алтай предопределяет приоритеты развития международных связей. В основном отношения строятся с регионами приграничных государств – Монголии, Китая и Казахстана. Нормативно-правовую базу сотрудничества составляют соглашения с администрациями Ульгийского , Кобдоского, Увсинского аймаков Монголии и акиматом Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Внешнеторговый оборот за 9 месяцев 2012 года составил 7210,1 тыс. долларов США и по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличился на 3415,8 тыс. долларов США. В структуре товарооборота экспорт занял 81,6 %, импорт 18,4 %. Весь товарооборот пришелся на страны дальнего зарубежья.

Наиболее активно осуществлялась внешняя торговля с Республикой Корея (54,7 % от общего товарооборота, в 2011 г .-20,4%), и Гонконгом (20,7 %, в 2011 г .-31,9 %). В аналогичном периоде 2011 года основной партнер -Монголия ( 43,1 %)

Экспорт за 9 месяцев 2012 года составил 5890,1 тысяч долларов США (81,6 % от объема товарооборота).

Объем импорта за 9 месяцев 2012 года составил 1320,0 тыс. долларов США (18,4 % от общего объема товарооборота).

Наибольшее развитие международное сотрудничество Республики Алтай осуществляется в рамках заключенных соглашений и договоров между приграничными регионами. Республика Алтай развивает одновременно сотрудничество с тремя приграничными зарубежными странами – Монголия, Китай, Казахстан, причем взаимодействие с каждой из них имеет свою специфику.

В частности торговля Республики Алтай с аймаками Монголии в настоящее время развивается динамично наряду с процессами укрепления связей в сферах культурного и научно-технического сотрудничества. Сотрудничество с Китаем получило интенсивное развитие с начала 90-х г.г., и главным образом с провинциями Западного Китая (экспорт - пух, шерсть, древесина; импорт - продукты питания, товары народного потребления, технологическое оборудование). Приграничная торговля Республики Алтай с Казахстаном в настоящее время развивается не столь динамично, несмотря на потенциал сторон в этой сфере, что в большей степени выражается в отсутствии транспортного сообщения. Традиционным партнером в торговых отношениях с Республикой Алтай является Корея, в последние 20 лет осуществляются экспортные операции по реализации пантовой продукции.

В осуществлении внешнеэкономических связей с Монголией приоритет сотрудничества отдается западным аймакам (Кобдосскому, Баян –Ульгийскому, Увсинскому аймаку), с которыми имеются заключенные соглашения:

•  Соглашение между Правительством Республики Алтай Российской Федерации и Администрацией Ульгийского аймака Монголии о приграничном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 25 апреля 2001 года;

•  Соглашение между Правительством Республики Алтай Российской Федерации и Администрацией Кобдоского аймака Монголии о приграничном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 25 апреля 2001 года;

•  Соглашение между Правительством Республики Алтай Российской Федерации и Администрацией Увсинского аймака Монголии о приграничном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 25 апреля 2001 года.

В сотрудничестве Республики Алтай с Китайской народной республикой приоритетом является расширение приграничного сотрудничества с Синьцзян Уйгурским Автономным округом Китая (СУАР КНР) и укрепление дружественных связей Республики Алтай и СУАР КНР в рамках реализации ранее подписанных Протоколов намерений.

Важным моментом в развитии торговых отношений Республики Алтай с Монголией и КНР является начало строительства в районе МАПП «Ташанта» на российско-монгольской границе таможенно-логистического терминала (ТЛТ), развитие которого осуществляется в соответствии с Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации. При этом, отмечается необходимость формирования развернутой инфраструктуры ТЛТ, с учетом расширения номенклатуры перемещаемых товаров и заинтересованности деловых кругов Китая и Монголии в экспорте товаров народного потребления, мясопродуктов и полезных ископаемых в Россию, импорте леса и лесоматериалов из России, а также оформления указанной номенклатуры товаров именно в Горно-Алтайской таможне. При этом отмечено, что дальнейшая активизация международного сотрудничества в условиях новой таможенной политики государства будет способствовать достоверному экономическому прогнозированию товаропотоков и налаживанию деловых связей между сопредельными субъектами Китая. Строительство ТЛТ обеспечит прирост товарооборота через МАПП «Ташанта», в связи с окончанием строительства автодороги протяженностью 210 км: Даян (Китай) – Цааган-Нур (Монголия) – Ташанта (РФ), с выходом на Чуйский тракт России.

Приоритет в сотрудничестве Республики Алтай и Республики Казахстан отдается приграничной Восточно–Казахстанской области, которое осуществляется в рамках Соглашения о приграничном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Алтай и Акиматом Восточно-Казахстанской области от 7 сентября 2010г.

Инвестиционная политика Республики Алтай основана на системе взаимоувязанных мероприятий в бюджетной, финансовой, налоговой сферах в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 31 мая 2010 года № 5-РЗ, Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 83-РЗ. Инвестиционное законодательство на данный момент в большей степени ориентировано на развитие института частно-государственного партнерства, и это, в свою очередь, позволило подойти к реализации стратегии экономического роста на основе крупных инвестиционных проектов.

Основу для привлечения в экономику региона частного капитала и осуществления инвестиционной деятельности составляет Закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай» от 5 июня 2002 года № 5-31. Действует Закон «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай» от 5 марта 2008 года № 15-РЗ, устанавливающий общие принципы организации отношений, складывающихся в рамках государственно-частного партнерства на территории Республики Алтай.

Действующей системой инвестиционного законодательства предусмотрена система льгот и преференций для инвесторов, включая:

- предоставление налоговых льгот (Закон Республики Алтай «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Алтай» от 25 сентября 2008 года № 82-РЗ, Закон Республики Алтай «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» от 27 ноября 2002 года № 7-12, Закон Республики Алтай «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай» от 21 ноября 2003 года № 16-1);

- предоставление государственных гарантий Республики Алтай (Закон Республики Алтай «О порядке предоставления государственных гарантий Республики Алтай» от 26 сентября 2008 года № 89-РЗ);

- субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов в российских кредитных организациях.

В 2007 году Правительством Республики Алтай был разработан и введен в действие механизм предоставления на конкурсной основе статуса регионального значения масштабным инвестиционным проектам, способным оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай и стать точками экономического роста для всего региона (Положение о придании инвестиционным проектам, реализуемым в Республике Алтай, статуса регионального значения, утвержденное Постановлением Правительства Республики Алтай от 18 июля 2007 года № 140). Проекты регионального значения пользуются режимом наибольшего благоприятствования – государственной поддержкой на льготных условиях в ускоренном порядке (государственные гарантии в пределах лимитов, установленных Законом о республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год, и субсидии на компенсацию части процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях).

Порядком субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай (Постановление Правительства Республики Алтай «О субсидировании процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай» от 31 декабря 2008 года № 284) установлен порядок возмещения за счет средств республиканского бюджета части процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов. Субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов осуществляется ежемесячно в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не выше фактических затрат на уплату процентов по кредиту.

В Республике Алтай действует институт социальных инвесторов, достаточно значимый для республики финансовый инструмент, позволяющий привлекать помимо прямых инвестиций дополнительные налоговые поступления в бюджет. Функционирование института социальных инвесторов содействует развитию социальной сферы путем улучшения инвестиционного климата Республики Алтай через предоставление льгот в части налогов, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты и используемых на адресную поддержку объектов социальной сферы.